Аго (Ago) |
Форма из трёхкамней, ср. Какэ-цуги |
Агэиси (age ishi) |
Захваченные камни, см.агэ хама, хама |
Агэ хама (age hama) |
Захваченные камни, см.агэиси, хама |
Адзи (Aji) |
потенциальная возможность |
Адзи га варуй (aji ga warui) |
Плохое адзи, слабости |
Адзи Kэси (Aji Keshi) |
Ход, уничтожающий Адзи в построениях соперника |
Аки Сан Каку (Aki San Kaku) |
Плохая форма «пустой треугольник» ср. гудзуми |
Акисуми (aki sumi) |
Пустой угол |
Акусу (akushu) |
Плохой ход |
Амаи (amai) |
Ji ni amai (не взять достасточно территории) |
Амари Гатати (Amari Gatachi) |
Проваленная атака; атака, которая выглядит хорошо, но мало что даёт |
Амаси (amashi) |
Иметь достаточно территории чтобы выиграть. |
Аору (aoru) |
Давление на группу протиника с развитием своих сил |
Арасу (arasu) |
Портить или разрушать территорию противника |
Аси га хаяй (ashi ga hayai) |
Быстрое начало партии |
Ассо (Assho) |
Сокрушительная победа |
Атари (Atari) |
Угроза уничтожения в один ход |
Атэ (Ate) |
Ход, при уотором возникает состояние атари |
Атэ-каэси (atekaeshi) |
Контратэ |
Атэкоми (Atekomi) |
Ход, угрожающий разрезать Косуми |
Атэноби (Atenobi) |
Атари и Ноби |
Ацуи (Atsui) |
Употребляется в контексте:
1.камни с энергичной формой;
2. великолепное внешнее влияние;
3. иметьпримущество в территории. |
Ацуми (Atsumi) |
Плотность, Камни, энергия которых направлена в центр или на свободную область доски |
Бамбо (Bamboo) |
Параллельные двушки, разделенные общими Дамэ |
Бака хати (Baka hachi) |
Позиция в углу из восьми пунктов, в которой возникает сэки. |
Баммэн (Banmen) |
Ситуация на доске без учёта коми. |
Банго (bango) |
Матч между двумя игроками из нескольких партий, см. дзюбанго |
банэ (Bane) |
Производная от «ханэ», см. ниданбанэ, санданбанэ |
басами (basami) |
Производная от «хасами», см. иккэнбасами, никэнбасами, сангэнбасами |
Бата-бата (bata bata) |
Захват после серииатари для создания дамэдзумари противнику.
См. оиотоси, тон-тон |
Бёёми (Byo-yomi) |
Дополнительное время на обдумывание ходов в партии |
Бираки (Biraki) |
Производная от «хираки», см. никэнбираки, сангэнбираки |
Бисай (Bisai) |
Мельчайший, крошечный, незначительный. Например, разница в очках |
Бо-иси (Bo-ishi) |
Камни, соединённые в прямую линию и не выполняющие обычных функций |
Боси (Boshi) |
Накрывающий ход |
Боцуги (Botsugi) |
Соединение трех камней в линию |
Бура-сагари (Bura-sagari) |
Удлинение к краю доски от изолированного камня, см. тэцу |
Буцу-кари (Butsu-kari) |
См. цуки-атари |
Вакарэ (Wakare) |
Результат; позиция после боя |
Варикоми (Warikomi) |
Вклинивание между двумя камнями |
Вариути (Wariuchi) |
Ход на стороне, создающий Миаи для построения базы |
Варуи (Warui) |
Плохая, неэффективная форма камней |
Ватари (Watari) |
Соединение по краю доски |
Гайсэй (Gaisei) |
Внешнее влияние |
Гакари (Gakari) |
Производная от «какари», см. иккэнгакари, никэнгакари и т.д. |
Гамбару (Gambaru) |
Глазная форма |
Ганкэй (Gankei) |
Производная от «кири», например, дэгири |
Го (The Gameof Go) |
Го |
Го иси (Go ishi) |
Камни для Го |
Го уцу (Go utsu) |
Играть в го |
Гобан (Goban) |
доска или специальный маленький столик из дерева для игры го |
Гобан cёбу (Goban Syobu) |
пятимачевая серия |
Гобу (Gobu) |
Равный матч или равный результат |
Годокоро (Godokoro) |
Назначаемый на должность «старшего» игрока во время сёгуната Токугавы периода Эдо. Должен был быть сильнейшим игроком. |
Гокай (Gokai) |
Собрание для игры го |
Гокайсё (Gokaisyo) |
Го-клуб (коммерческий) |
Гокаку (Gokaku) |
Игрок го |
Гоки (Goki) |
Чаша для камней |
Гокэ (Goke) |
Чаша для камней |
Гокэй (Gokei) |
Общаяпозиция |
Го-кэйси (Go-keishi) |
Диаграмма для записи партии |
Гомакаситэ (Gomakachite) |
Хитрый ход ср. с хамэтэ, дамаситэ и интики тэ |
Гомоку-накадэ (Gomoku-nakade) |
Удар по глазной форме из пяти пунктов |
Гомоку-нарабэ (Gomoku-narabe) |
Игра на гобане. Кто первым поставит пять камней в ряд, тот выиграет. |
Госэй (Gosei) |
Святой Го– так называли Хонимбо Досаку и Сюсаку, одно время и Дзёву. Сейчас один из «газетных» турниров. |
Готэ (Gote) |
Ход с потерей темпа |
Гудзуми (Guzumi) |
Ситуация, когда «пустой треугольник» оказывается хорошей формой |
Гэта (Geta) |
Ловушка для камней |
Дайдай Гэйма (Daidai Geima) |
Ход на пункт дальше, чем Огэйма |
Дамэ (Dame) |
Нейтральный, ничейный пункт; точка дыхания, степень свободы |
Дамэзумари (Damezumari) |
Нехватка, недостаток Дамэ у группы камней |
Дан (Dan) |
Ступень мастерства в игре, мастерский уровень |
Данго (Dango) |
Плотная, неэффективная масса камней |
Дзёсэки (Joseki) |
Локально обоюдоравная стандартная последовательность ходов |
Дзиго (Jigo) |
Ничья |
Дзингаса (Jingasa) |
Двойной пустой треугольник из 4-х камней в форме шляпы |
Дзоку Судзи (Zoku Suji) |
Плохой стиль игры |
Дэ (De) |
Проталкивание, ход между двумя камнями соперника |
Дэгири (Degiri) |
Комбинация из ходов Дэ и Кири |
Иккэн (Ikken) |
Расстояние между камнями, расположенными через один пункт |
Иккэн Басами (Ikken Basami) |
Хасами для камня через один пункт на третьей линии |
Иккэн Симари (Ikken Shimari) |
Симари из камней в пунктах 3-4 и 5-4 |
Иккэн Такабасами (Ikken Takabasami) |
Хасами для камня через один пункт на четвертой линии |
Иккэн Тоби (Ikken Tobi) |
прыжок через пункт (см. Иккэн) |
Иси (Ishi) |
Камень |
Иси Но Сита (Ishi-no-shita) |
Комбинация с игрой на месте съеденных камней |
Итиго Мас (Itigo Masu) |
Форма «Плотницкий квадрат» |
Йон- (Yon-) |
Префикс, означающий четыре |
Йосу Миру (YosuMiru) |
Пробный ход |
Йосэ (Yose) |
Завершающая стадия партии |
Кадо (Kado) |
Угол |
Какари (Kakari) |
Атака одинокого камня в углу, препятствующая созданию Симари |
Какаэ (Kakae) |
Обнимающий ход |
Какэ (Kake) |
Надавливающий ход |
Какэмэ (Kakeme) |
Ложный глаз |
Какэцуги (Kaketsugi) |
Форма «Висячее соединение» |
Карами (Karami) |
Раскалывающая атака |
Каруи (Karui) |
Легкая форма, без труда образующая два глаза |
Катасэнтэ (Katasente) |
Одностороннее Сэнтэ |
Катати (Katachi) |
Форма камней |
Катацуги (Katatsugi) |
Плотное соединение |
Катацуки (Katatsuki) |
Ход по диагонали от камня соперника |
Кикаси (Kikashi) |
Ход, требующий обязательного и однозначного ответа |
Кири (Kiri) |
Разрезание |
Кириноби (Kirinobi) |
Комбинация из ходов Кири и Ноби |
Киритигаи (Kiritigai) |
Обоюдное разрезание |
Ко (Ko) |
Ситуация и правило: запрещено повторять позицию |
Ко-борьба (Ko-fight) |
Борьба вокруг взятия одного камня, связанная с правилом Ко |
Когэйма Симари (KogeimaShimari) |
Симари из камней в пунктах 3-4 и 5-3 |
Кодатэ (Kodate) |
Ко-угроза |
Коми (Komi) |
Компенсация в очках за право первого хода |
Комоку (Komoku) |
Пункт 3-4 |
Коригатати (Korigatachi) |
Переконцентрированная форма |
Косуми (Kosumi) |
Ход по диагонали от своего камня |
Косуми Цукэ (Kosumi Tsuke) |
Ход Косуми с прилипанием к камню соперника |
Кэйма (Keima) |
Ход конем на два пункта прямо и один пункт в сторону |
Кэйма Ватари (Keima Watari) |
Соединение с помощью Кэйма по краю доски |
Кэйма Цуги (Keima Tsugi) |
Соединение с помощью Кэйма |
Кэси (Keshi) |
Гашение Мойо соперника, подчистка |
Кю (Kyu) |
Ступень любительской классификации, разряды вниз от Сёдан |
Магари (Magari) |
Ход, создающий из камней угловую форму |
Магари Симоку (Magari Shimoku) |
У группы один изогнутый глаз в углу из 4-х пунктов |
Маннэн Ко (Mannen Ko) |
Тысячелетнее ко |
Манэго (Manego) |
Зеркальная стратегия повторения ходов соперника |
Миаи (Miai) |
Два равносильных хода (равнозначных пункта) |
Мойо (Moyo) |
Наметки территории, обычно в широких рамках |
Мокухадзуси (Mokuhazushi) |
Пункт 3-5 |
Мотикоми (Mochikomi) |
Испорченное вторжение |
Мукаи Комоку (Mukai Komoku) |
Симметричное Комоку |
Мэ (Me) |
Глаз, внутренний свободный пункт группы |
Накадэ (Nakade) |
Создание одного большого глаза, не разбиваемого на два |
Нараби (Narabi) |
Удлинение от своего камня в отсутствие камня соперника |
Нигири (Nigiri) |
Розыгрыш цвета перед началом партии |
Нидан Банэ (Nidan Bane) |
Двойное Ханэ |
Никэн (Niken) |
Интервал в два пункта – на один пункт больше, чем Иккэн |
Никэн Басами (Niken Basami) |
Хасами для камня через два пункта на третьей линии |
Никэн Бираки (Niken Biraki) |
Распространение через два пункта от своего камня |
Никэн Такабасами (Niken Takabasami) |
Хасами для камня через два пункта на четвертой линии |
Никэн Тоби (Niken Tobi) |
Прыжок через два пункта от своего камня |
Нирэнсэй (Nirensei) |
Фусэки с двумя камнями Хоси на одной стороне |
Ноби (Nobi) |
Удлинение от своего камня |
Нобикоми (Nobikomi) |
Удлинение в сторону чужой территории |
Нозоки (Nozoki) |
Угроза разрезания |
Нуки (Nuki) |
Взятие |
О-ба (O-ba) |
Большой пункт в Фусэки |
Огэйма (Ogeima) |
Большой ход конём – дальше Кэйма на один пункт |
Огэйма Симари (Ogeima Shimari) |
Симари из камней в пунктах 3-4 и 6-3 |
Одзару (Ozaru) |
«Прыжок обезьяны», Огэйма со второй линии на первую |
Ои-отоси (Oi-otoshi) |
Захват (с жертвами) последовательными Атари |
Оки (Oki) |
Вбрасывание камня с целью уничтожения глаз |
Окито (Okito) |
Жертва двух камней на краю доски с целью лишения глаз |
Омои (Omoi) |
Тяжелая, неуклюжая форма, имеющая проблемы с глазами |
Осаэ (Osae) |
Блокирующий ход, предупреждающий ноби соперника |
Оси (Oshi) |
Толчок, напор, придавливание |
Пинцуги (Pintsugi) |
Прямое соединение |
Поннуки (Ponnuki) |
Форма, возникающая после взятия одного камня |
Рё (Ryo) |
Два, двойной — в сочетаниях на первом месте |
Рэйсэй (Reisei) |
Спокойствие, самообладание, невозмутимость, хладнокровие |
Сабаки (Sabaki) |
Легкая, эластичная форма |
Сагари (Sagari) |
Вытягивание к краю доски со второй или третьей линии |
Сангэн Басами (Sangen Basami) |
Хасами для камня через три пункта на третьей линии |
Сангэн Бираки (Sangen Biraki) |
Распространение через три пункта от своего камня |
Сангэн Такабасами (Sangen Takabasami) |
Хасами для камня через три пункта на четвертой линии |
Санрэнсэй (Sanrensei) |
Фусэки с тремя камнями Хоси на одной стороне |
Сан-сан (San-san) |
Пункт 3-3 |
Сару Субэри (Saru Suberi) |
См. Одзару |
Сасикоми (Sashikomi) |
Вставка |
Сёдан (Shodan) |
Первый Дан |
Сибори (Shibori)) |
Техника «прессования», сжимание, сдавливание |
Сикацу (Shikatsu) |
«Жизнь и смерть», обычно относится к группам камней |
Симари (Shimari) |
Ограждение угла из двух камней |
Синоги (Shinogi) |
Выход из затруднительного положения |
Ситатэ (shitate) |
Более слабый игрок |
Ситё (Shicho) |
Способ захвата камней, внешне похожий на лестницу |
Ситё Атари (Shicho Atari) |
Ход, прерывающий Ситё |
Субэри (Suberi) |
Скольжение с помощью Кэйма с третьей линии на вторую |
Судзи (Suji) |
Замысел, сюжет, канва |
Сусоаки (Susoaki) |
Заглядывание в чужую территорию |
Сутэиси (Suteishi) |
Жертва, жертвенные камни |
Сэй-моку (Sei-moku) |
Форовые пункты |
Сэки (Seki) |
Форма жизни групп без двух глаз (невыгодно нападать первым) |
Сэмэай (Semeai) |
Антагонистическая борьба двух групп соперников за выживание |
Сэнтэ (Sente) |
Ход без потери темпа |
Такамоку (Takamoku) |
Пункт 5-4 |
Такэфу (Takefu) |
То же, что и Бамбо |
Тасуки (Tasuki) |
Фусэки, в котором черные занимают противоположные углы |
Тати (Tachi) |
Поднятие позиции, «вставание» |
Тоби (Tobi) |
Прыжок |
Тобидаси (Tobidashi) |
Прыжок наружу, выскакивание |
Тобикоми (Tobikomi) |
Прыжок в чужую зону |
Тобицукэ (Tobitsuke) |
Прыжок вплотную к камню соперника |
Тобимагари (Tobimagari) |
Прыжок, образующий угол |
Тосэй (Tosei) |
«Вечная жизнь», бесконечное повторение взятия камней |
Тэвари (Tewari) |
Анализ позиции после попарного снятия лишних камней |
Тэдомари (Tedomari) |
Последний большой ход в Фусэки или приносящий очки – в йосэ |
Тэнгэн (Tengen) |
Центральный пункт доски |
Тэнуки (Tenuki) |
Пропуск хода в локальной ситуации (ответ в другом месте) |
Тэсудзи (Tesuji) |
Лучший ход в локальной тактической ситуации |
Тюбан (Chuban) |
Средняя стадия партии |
Утикаки (Uchikaki) |
Жертва камня на первой линии для разрушения глаз |
Утикоми (Uchikomi) |
Вторжение |
Утисуги? (Uchisugi?) |
«Перебарщивание», т.е. ход необоснованный, чрезмерно агрессивный |
Уттэгаэси (Uttegaeshi?) |
Захват камней созданием Дамэзумари с помощью жертвы |
Фукурэ (Fukure) |
Раздутие формы |
Фурикавари (Furikawari) |
Размен с участием территорий, групп, сфер влияния |
Фусэки (Fuseki) |
Начальная стадия партии |
Хазама Тоби (Hazama Tobi) |
Прыжок по диагонали через пункт |
Хамэтэ (Hamete) |
Ход-ловушка (обычно объективно не лучший) |
Ханами Ко (Hanami Ko) |
Ко-борьба, в которой одна из сторон ничем не рискует |
Ханэ (Hane) |
Косуми с охватом камня соперника |
Ханэдаси (Hanedashi) |
Ханэ в пояс Кэйма изнутри наружу |
Ханэкоми (Hanekomi) |
Ханэ между двумя камнями соперника |
Ханэкэси (Hanekeshi) |
Контр-Ханэ |
Ханэсита (Haneshita) |
Ханэ снизу |
Хасами (Hasami) |
Атака путем взятия группы соперника в клещи |
Хасами Цукэ (Hasami Tsuke) |
Хасами вплотную |
Хики (Hiki) |
Оттягивание к своему камню |
Хираки (Hiraki) |
Развитие от своего камня по третьей или четвертой линии |
Хонимбо (Honinbo) |
Один из самых престижных го-титулов |
Хонтэ (Honte) |
Умелый, искусный; мастер своего дела, профессионал |
Хорикоми (Horikomi) |
Тактическая жертва камня, вбрасывание |
Хоси (Hoshi) |
Пункт 4-4 или в центре стороны по четвертой линии |
Цуги (Tsugi) |
Соединение |
Цукэ (Tsuke) |
Ход вплотную к камню соперника (приклеивание) |
Цукэ-атари (Tsuke-atari) |
Присоединение к голове группы |
Цукэ-гири (Tsuke-giri) |
Цукэ и Кири |
Цукэкоси (Tsukekoshi) |
Цукэ к талии Кэйма |
Цукэ-кэси (Tsuke-keshi) |
Контр-Цукэ |
Цукэ-ноби(Tsuke-nobi) |
Цукэ и Ноби, а также вид Дзёсэки |
Цумэ (Tsume) |
Ход, препятствующий Хираки соперника |
Цумэ-го (Tsume-go) |
Задачи на жизнь и смерть |
Цуппари (Tsuppari) |
Толчок в бок |
Эгури (Eguri) |
«Долото»; ход, выбивающий глазную базу из-под камней |
Юруми Ситё (Yurumi Shicho) |
Ситё, которое не убегает; двухтемповое Ситё |
Юсэй (Yusei) |
Превосходство, мощь, господство |
Ягура (Yagura) |
Форма «башня», квадрат из камней, расположенных через Иккэн |